Структура рынка электронной коммерции

Электронная коммерция может вестись на различных уровнях, начиная с простого представительства компании в Сети до электронной поддержки совместной деятельности, осуществляемой несколькими компаниями (например, аутсорсинг или виртуальное предприятие). Электронная коммерция, по сути, имеет глобальный характер.




На интернациональном уровне по сравнению с внутринациональным электронная коммерция усложняется такими факторами, как различия в налогообложении, таможенных сборах и правилах банковской деятельности.

В зависимости от участников электронных взаимоотношений электронная коммерция подразделяется на основные сектора коммерческого взаимодействия между:

– В2В – юридическими лицами, организациями;

– В2С – юридическими и физическими лицами;

– B2G – юридическими лицами и государственными организациями;

– С2С – физическими лицами;

– G2C – государственными организациями и физическими лицами.

Примечание. Субъект, определенный первой буквой аббревиатуры, выступает в качестве продавца или стороны, оказывающей услуги.

Другие сектора: С2В, G2G, C2G, G2B, включая тех же участников, отличаются только характером их взаимодействия. Ниже представлены разновидности отношений участников электронной коммерции.

Модели отношений между участниками процесса электронной коммерции

 Business (бизнес)Customer (потребитель)Goverment (правительство, власть)
Business (бизнес)Бизнес – бизнесу (В2В): торгово-закупочные площадки: – системы управления закупками (e-procurcment); – системы полного цикла сопровождения поставщиков (SCM); – системы управления распределением (e-distribution); – системы полного цикла сопровождения клиентов (CRM); – отраслевые электронные торговые шюшадки; – электронные рынки; аутсорсинг; электронные платежные системы; виртуальные предприятия; электронные биржи; электронные аукционы; интернет-трейдинг; интернет-инкубаторы; интернет-реклама; системы мобильной коммерции; системы страхования и перестрахования; доски объявлений; информационные бизнес-системыБизнес – потребителям (В2С): торговые ряды; электронные витрины и каталоги; электронные магазины; электронные аукционы; и нтернст-тре й ди н г; электронные платежные системы; интернет-страхование; системы телеработы; системы вирусного маркетинга; интернет-реклама; спонсорские программы; туристические и прочие услугиБизнес – власти (B2G): участие в электронных торгах по закупке продукции для государственных нужд; выполнение государственных заказов; предоставление налоговой, статистической, таможенной и лрутой отчетности
Customer (потребитель)Потребители – бизнесу (С2В): частные услуги; участие в опросах и других рекламных акциях; участие в партнерских программах и спонсорских программахПотребители – потребителям (С2С): доски объявлений; интернет-аукцион ы; системы Р2Р; системы вирусного маркетинга; системы многоуровневого маркетингаПотребители – власти (C2G): выборы; участие в опросах общественного мнения; уплата налогов, сборов, штрафов: представление заявок, жалоб, обращений граждан
Goverment (правительство, власть)Власть – бизнесу (G2B) (электронное правительство): системы распределения государственных заказов; электронные тендеры; обеспечение контакта с налоговыми, таможенными органами, органами государственной сертификации и лицензирования, администрациями и т. д.; юридические и информационно-справочные службы; геоннформационные системыВласть – потребителям (G2C) (электронное правительство): системы социального обслуживания (пенсии, пособия, льготы и т. п.); системы коммунального обслуживания; юридические и информационно-справочные службы; геоинформационные системыВласть – власти (G2G) (электронное правительство): выборы; автоматизированные системы сотрудничества в таможенной, налоговой, правоохранительной сферах и т. д.; геоинформационные системы