Факторы развития систем электронной коммерции

На основе опыта использования средств электронной коммерции в развитых странах запада (источник: Gartner Research) можно выделить основные этапы развития систем электронной коммерции, наиболее характерные для сектора В2С (рис. 1.2).

Первоначальный рост обусловлен ажиотажным интересом к высокотехнологичным новшествам и завышенными ожиданиями потенциальных потребителей. По мере ознакомления с новой системой коммерции и удовлетворения начального интереса появляются первые негативные отклики, вызванные несоответствием ожиданий качеству обслуживания, на которое основное влияние оказал низкий уровень развития инфраструктуры электронной коммерции.




Отсутствует или слабо развита соответствующая инфраструктура взаиморасчетов и доставки товаров. В дальнейшем участники рынка прикладывают значительные усилия к созданию эффективных платежных систем, собственной логистической службы либо к объединению с офлайновыми поставщиками, имеющими развитую складскую и транспортную системы. Таким образом, создаются благоприятные условия дальнейшего роста систем электронной коммерции во всех отраслях.

На трех первых этапах (рис. 1.2) наиболее активные из участников рынка электронной коммерции рассчитывают самостоятельно развивать данные технологии. Это в первую очередь платежные системы, банки, провайдеры услуг доступа к Интернету и мобильной связи, производители программного обеспечения и аппаратных средств, заинтересованные в продвижении на рынок собственных товаров и услуг.

В результате создаваемые ими системы электронной коммерции носят уникальный характер, используемые в данных системах протоколы обмена информацией несовместимы с аналогичными протоколами других систем. В этот период стандартизацией в сфере электронной коммерции занимаются самые разнообразные объединения и организации, а предлагаемые ими решения носят узконаправленный характер и не согласуются с решениями остальных активных участников данного рынка (это называют "войной стандартов"). Эта несогласованность не позволяет сделать технологии электронной коммерции массовыми и доступными широкому кругу пользователей. Следует отметить, что такие явления носят временный характер и преодолеваются на этапе построения инфраструктуры рынка электронной коммерции.

На сегодняшний день можно выделить ряд факторов, влияющих на развитие технологий электронной коммерции.

Общеэкономические факторы:

стабильность экономической ситуации;

доля "теневого" сектора в экономике;

размеры национального экономического комплекса;

динамика показателей национального производства и потребления;

уровень монополизации экономики;

налоговый климат;

инвестиционный климат;

уровень монетаризации экономики;

уровень дифференциации цен на однородную продукцию и т. п.;

уровень развития средств осуществления электронных платежей;

наличие удобных и относительно недорогих способов доставки товаров потребителям и т. п.

Инфраструктурные факторы:

развитие информационных технологий, в первую очередь телекоммуникаций;

размеры и темпы роста интернет-аудитории;

уровень интеллектуального потенциала в сфере развития компьютерных технологий.

Управленческие факторы:

эффективность корпоративного управления;

динамичность в восприятии нововведений руководителями;

уровень коррупции.

Правовой фактор – уровень правового регулирования электронной торговли. В табл. 1.3 приведены факторы, влияющие на стартовые условия для внедрения В2В решений.

Факторы, определяющие развитие корпоративной электронной коммерции

Структурно-экономическиеИнформационно-инфраструктурныеУправленческие
— фрагментированность рынков и уровень конкуренции;
— интенсивность финансовых потоков и экспортно-импортная ориентация;
— доля денежных средств в расчетах за поставленную продукцию;
— система организации снабженческо-сбытовой деятельности;
— уровень унификации продукции
— уровень автоматизации бизнес-процессов; — уровень развития сетевой инфраструктуры;
— уровень обеспеченности IТ-нерсоналом;
— уровень использования возможностей Интернета;
— уровень инвестиций в развитие информационных технологий
— уровень менеджмента;
— характер взаимоотношений менеджеров и акционеров

Развитие электронной коммерции оказывает стабилизирующее влияние на развитие мировой экономики по следующим причинам:

– ускорение темпов создания единого информационного пространства: вырабатываются механизмы информационного взаимодействия практических всех субъектов мирового рынка;

– децентрализация ресурсов, стимулирующая независимое развитие субъектов рынка;

– ускорение оборота денежных ресурсов из-за использования схем электронных платежей;

– уменьшение объема спекулятивного капитала (у посредников, не являющихся производителями) и, следовательно, увеличение объемов инвестиций в производственную сферу;

– создание новых видов сервиса и услуг;

– создание условий для открытой конкуренции на рынках товаров и услуг;

– ускорение продвижения на рынок новых товаров и услуг и доведение их в удобной форме потребителю.